Новая версия сайта. Перейти на инвестиционный портал Кавказ.РФ
16 мая 2014

Северокавказские курорты ждут молодых предпринимателей и ремесленников

О том, как идет реализация проекта уникального туристического кластера в СКФО, «РГ» рассказывает генеральный директор компании «Курорты Северного Кавказа» Сергей Верещагин.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Сергей Викторович, самым заметным событием на курортном «поле» региона стала недавняя тестовая эксплуатация курорта «Архыз», результаты которой, по мнению экспертов, превзошли все ожидания. Что особенно порадовало или заставило задуматься?

СЕРГЕЙ ВЕРЕЩАГИН: Особенно впечатлили цифры по турпотоку. Изначально мы закладывали 18 тыс. посетителей с середины декабря по конец марта, а в итоге их общее количество превысило 35 тыс. человек. В том числе было продано 26 тыс. «ски-пассов» — абонементов на проход на канатную дорогу. Люди приезжали, чтобы посмотреть на новые трассы, подъемники, отели. В следующем сезоне мы должны доказать, что главный фактор привлекательности «Архыза» — это не его «новизна», а сервис, отвечающий международным стандартам. Активно ведем и работу над ошибками. К примеру, стало понятно, что система искусственного снегообразования должна быть существенно расширена. Уже закуплены 93 снежные пушки, они даже при непригодных для катания температурах смогут максимум за десять дней обеспечить полноценное функционирование курорта. Ведь если здесь постоянно действовала только одна «зеленая» трасса для новичков, то следующей зимой в постоянном режиме будут работать четыре горнолыжные трассы.

РГ: Какие планы по дальнейшему развитию «Архыза»?

СВ: Совместно с правительством Карачаево-Черкесской Республики разработана программа летнего отдыха на курорте. Она включает пешеходные маршруты, конные прогулки, семейный и экотуризм, расширение сети пунктов проката автомобилей. Планируется построить летний палаточный городок и парк развлечений. Сейчас на территории деревни «Романтик» — первой очереди курорта — продолжаются строительные работы, и в скором времени будут введены в эксплуатацию еще две гостиницы и ресторанный комплекс. В нынешнем году также намечено провести предпроектные работы по третьей и четвертой очередям курорта.

РГ: По сути, Архыз стал не только первым реально работающим курортом Северо-Кавказского туркластера, но и своего рода экспериментальной площадкой, на которой обкатываются методы работы в рамках государственно-частного партнерства? Чему этот проект «научил» КСК?

СВ: Здесь компания «Курорты Северного Кавказа» довольно быстро сделала главное: организовала эффективную совместную работу с властями Карачаево-Черкесии и частным инвестором. Во многом благодаря этому результаты тестовой эксплуатации курорта действительно порадовали и были замечены на самом высоком государственном уровне. Замечу, одной из наших основных задач является привлечение в проект новых партнеров, в том числе регионального малого и среднего бизнеса. С предпринимателями КСК находится в постоянном диалоге. Рассчитываем, что удастся привлечь на «Архыз» нескольких новых инвесторов, заинтересованных в развитии там своего бизнеса.

РГ: Это будут представители крупного бизнеса?

СВ: Нам интересно партнерство с бизнесом вне зависимости от размера капитала, который он готов инвестировать в проект Северо-Кавказского туристического кластера. Крупный бизнес — это стратегические инвесторы, которые строят ключевые объекты коммерческой инфраструктуры. Малым и средним предпринимателям интересно вкладывать средства в создание вокруг таких объектов торговых точек по продаже сувениров либо пунктов общественного питания. Уже сегодня КСК работает не только с состоявшимися бизнесменами, но и с молодыми предпринимателями и ремесленниками региона, от которых во многом зависит создание нового, позитивного и привлекательного имиджа туристического Кавказа.

В апреле с комитетом по туризму правительства Чеченской Республики мы провели вторую молодежную бизнессессию Touristic Start-Up. По мнению ее участников — ремесленников, брендологов, маркетологов, дизайнеров, экспертов, — уже назрела необходимость разработать концепцию и стратегию продвижения единого бренда всей продукции, производимой на Северном Кавказе.

На Северном Кавказе наблюдается высокая предпринимательская активность, которая сочетается с богатейшими традициями и неповторимым колоритом, поэтому здесь роль малых и семейных предприятий должна быть на сопоставимом уровне. Наша задача — привлечь людей к реализации проекта туристического кластера, консолидировать усилия на решении общей глобальной задачи, что принесет выгоду всем, кто будет задействован в этом процессе.

РГ: Вы стали генеральным партнером фотопроекта «The Range / Хребет», художественным руководителем которого является известный российский фотограф и путешественник Антон Ланге. Тот художественно-литературный альбом, который выйдет в итоге, — на какую целевую аудиторию он будет рассчитан? Какой медийный эффект КСК планируют получить от этого проекта?

СВ: Целевая аудитория проекта вообще, а не только литературно-художественного альбома, который будет издан по его завершении, максимально широка. Мы рассчитываем, что «The Range» покажет, наконец, совершенно другой Кавказ, кардинально отличающийся от того стереотипного негативного образа, который пока еще живет в сознании россиян. Ведь на самом деле о современном Северном Кавказе люди не знают практически ничего, хотя регион находится всего в паре часов лета от Москвы. А потом удивляются, встретившись тут с такой красотой — природной, культурной. Что огромные небоскребы и ухоженные улицы есть в Грозном, нетронутые альпийские луга — на плато Лагонаки, а огромные снежные просторы, рай для фрирайдеров — в Архызе.

С помощью фотопроекта надеемся создать своеобразную «визитную карточку» Северного Кавказа, опираясь на подзабытую, но крайне актуальную традицию восприятия региона как уникального природного комплекса, земли красивых традиций, родины гостеприимных людей.

Российская газета / Регионы, Москва, 16 мая 2014

Кавк. инв форум mineconom skfo Объясняем.рф Мой Экспорт