Новая версия сайта. Перейти на инвестиционный портал Кавказ.РФ
26 июля 2013

Ген­ди­рек­тор ОАО "Ку­рор­ты Се­вер­но­го Кав­ка­за" Сер­гей Ве­ре­ща­гин рас­ска­зал о про­ис­хо­дя­щих в ком­па­нии из­ме­не­ни­ях, про­бле­мах и бли­жай­ших пер­спек­ти­вах про­ек­та.

ОАО "Ку­рор­ты Се­вер­но­го Кав­ка­за", ре­а­ли­зу­ю­щее ам­би­ци­оз­ный про­ект со­зда­ния ту­ри­сти­че­ско­го кла­сте­ра на юге Рос­сии, в те­ку­щем го­ду ока­за­лось в цен­тре об­ще­ствен­но­го вни­ма­ния из-за ря­да скан­да­лов, свя­зан­ных с быв­шим ру­ко­вод­ством. Но­вым гла­вой со­ве­та ди­рек­то­ров стал за­ме­сти­тель пол­пре­да пре­зи­ден­та РФ в СКФО Мак­сим Быст­ров, а в мае те­ку­ще­го го­да в долж­но­сти ген­ди­рек­то­ра ком­па­нии утвер­ди­ли быв­ше­го зам­ми­ни­стра ре­гио­наль­но­го раз­ви­тия Сер­гея Ве­ре­ща­ги­на, ко­то­рый рас­ска­зал в ин­тер­вью кор­ре­спон­ден­ту РИА Но­во­сти Сер­гею Руд­ков­ско­му о про­ис­хо­дя­щих в ком­па­нии из­ме­не­ни­ях, про­бле­мах и бли­жай­ших пер­спек­ти­вах про­ек­та.

— Сер­гей Вик­то­ро­вич, в про­шлом го­ду вла­сти Юж­но­го фе­де­раль­но­го окру­га озву­чи­ли идею предо­став­ле­ния Крас­ной По­ляне ста­ту­са осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны, ко­то­рой долж­но управ­лять ОАО "КСК". На ка­кой ста­дии на­хо­дит­ся ре­ше­ние это­го во­про­са?

— Ни Со­чи, ни Крас­ная По­ля­на, ни в це­лом Олим­пий­ская строй­ка не вхо­дят в зо­ну от­вет­ствен­но­сти ОАО "КСК". Се­го­дня на­ша за­да­ча — стро­и­тель­ство ку­рор­тов на тер­ри­то­рии СКФО и ку­рор­та Ла­го­на­ки в Крас­но­дар­ском крае и рес­пуб­ли­ке Ады­гея.

— В по­след­нее вре­мя озву­чи­ва­лась воз­мож­ность ис­клю­че­ния неко­то­рых пло­ща­док из про­ек­та со­зда­ния турк­ла­сте­ра.

— Это не так. Мы пла­ни­ру­ем ре­а­ли­зо­вать все на­ме­чен­ные про­ек­ты, за­креп­лен­ные со­от­вет­ству­ю­щим по­ста­нов­ле­ни­ем пра­ви­тель­ства РФ.

На пер­вом эта­пе вве­дем три ку­рор­та: "Ар­хыз" (КЧР), "Эль­брус-Бе­зен­ги" (КБР) и "Ма­ми­сон" (Се­вер­ная Осе­тия). Эти про­ек­ты — в наи­боль­шей ста­дии го­тов­но­сти. По­сле них на оче­ре­ди — Кас­пий­ский при­бреж­ный кла­стер и все­се­зон­ный гор­но-ре­кре­а­ци­он­ный ком­плекс "Мат­лас" (Да­ге­стан). Па­рал­лель­но го­то­вим до­ку­мен­та­цию по "Арм­хи" и "Цо­ри" (Ин­гу­ше­тия), "Ла­го­на­ки" (Крас­но­дар­ский край и Ады­гея), пе­ре­счи­ты­ва­ем про­ект со­зда­ния ку­рор­та "Гранд Спа Юца" на Став­ро­по­лье.

— Что зна­чит — пе­ре­счи­ты­ва­е­те?

— Осо­бая эко­но­ми­че­ская зо­на "Гранд Спа Юца" бы­ла со­зда­на в 2007 го­ду, и там бы­ли со­вер­шен­но дру­гие за­да­чи, ни­кто не рас­смат­ри­вал эту зо­ну в кон­тек­сте турк­ла­сте­ра. В про­ект бы­ли за­ло­же­ны очень боль­шие за­тра­ты на ин­фра­струк­ту­ру. Я ду­маю, что раз­ви­тие этой зо­ны бу­дет опре­де­лять­ся эко­но­ми­кой. Что там эко­но­ми­че­ски це­ле­со­об­раз­но, что бу­дет да­вать мак­си­маль­ный эф­фект с точ­ки зре­ния на­ло­гов и со­зда­ния ра­бо­чих мест, то и бу­дет ре­а­ли­зо­ва­но.

В ско­ром вре­ме­ни про­ве­дем кон­курс, по ито­гам опре­де­лим ком­па­нию, ко­то­рая рас­счи­та­ет па­ра­мет­ры ку­рор­та "Гранд Спа Юца", ис­хо­дя из по­тен­ци­аль­ных за­трат, тер­ри­то­рии, транс­порт­ных воз­мож­но­стей и т.д. Все раз­ра­бот­ки долж­ны быть вы­пол­не­ны до кон­ца го­да. По­сле это­го нач­нет­ся та же ра­бо­та, что и по дру­гим ку­рор­там, — ре­ше­ние во­про­сов с зем­лей, ин­фра­струк­ту­рой, про­ек­ти­ро­ва­ни­ем, стро­и­тель­ством объ­ек­тов.

— Ра­нее бы­ло озву­че­но, что вы столк­ну­лись с ря­дом про­блем, до­став­ших­ся в на­след­ство от преды­ду­ще­го ру­ко­вод­ства ком­па­нии. В чем они за­клю­ча­ют­ся?

— С мо­ей точ­ки зре­ния, неко­то­рые ре­ше­ния, ко­то­рые бы­ли при­ня­ты по ку­рор­там, — стран­ные. При­чем не учи­ты­ва­лось мне­ние спе­ци­а­ли­стов с боль­шим опы­том ра­бо­ты, то­го же сов­мест­но­го рос­сий­ско-фран­цуз­ско­го пред­при­я­тия (International Caucasus Development, со­здан­но­го ОАО "КСК" и доч­кой Caisse des Depots et Consignations — прим. ред.), рос­сий­ских спе­ци­а­ли­стов. Во гла­ву уг­ла не ста­ви­лась эко­но­ми­ка про­цес­са, и не за­да­вал­ся во­прос: "А это воз­мож­но?".

Я не утвер­ждаю, что сей­час мы все ре­ше­ния пе­ре­смот­рим. Мы по­дроб­но изу­ча­ем уже под­го­тов­лен­ные до­ку­мен­ты и тех­ни­че­ские ре­ше­ния, ко­то­рые бы­ли при­ня­ты.

До эта­па про­ек­ти­ро­ва­ния мы по­ка не до­бра­лись ни по од­но­му из ку­рор­тов, за ис­клю­че­ни­ем Ар­хы­за, первую оче­редь ко­то­ро­го к кон­цу го­да от­кро­ем. По всем осталь­ным ку­рор­там го­то­вит­ся ос­нов­ная ба­за до­ку­мен­тов для на­ча­ла про­ек­ти­ро­ва­ния.

— Вы сдви­га­е­тесь по сро­кам из-за то­го, что сей­час все это пе­ре­смат­ри­ва­е­те?

— По­движ­ки по сро­кам неиз­беж­ны. С мо­ей точ­ки зре­ния, из­на­чаль­но бы­ли за­ло­же­ны че­рес­чур оп­ти­ми­стич­ные сро­ки. Во­об­ще, КСК долж­на бы­ла (по пер­во­на­чаль­ным пла­нам) до се­ре­ди­ны это­го го­да за­вер­шить все пред­про­ект­ные ра­бо­ты и в кон­це 2013 го­да при­сту­пить к ак­тив­но­му про­ек­ти­ро­ва­нию. Мо­гу ска­зать, что про­ек­ти­ро­ва­ние мы сдви­га­ем ми­ни­мум на де­вять ме­ся­цев, нам еще на­до до­ра­бо­тать мно­го до­ку­мен­тов.

— Даль­ше все сдви­га­ет­ся так­же при­мер­но на год?

— Ар­хыз не сдви­га­ет­ся. Он, как и пла­ни­ро­ва­ли, бу­дет за­пу­щен в кон­це 2013 го­да. По Ма­ми­со­ну в сле­ду­ю­щем го­ду нач­нем стро­ить. Эль­брус-Бе­зен­ги — это дей­ству­ю­щий ку­рорт, там то­же в сле­ду­ю­щем го­ду при­сту­пим к стро­и­тель­ству.

— Ин­гу­ше­тия в этом го­ду тор­же­ствен­но от­кры­ла ку­рорт. По­лу­ча­ет­ся, они сей­час стро­ят без вас?

— Тот про­ект, ко­то­рый сей­час ре­а­ли­зо­ван, не ока­жет осо­бо­го вли­я­ния на на­ши пла­ны. Это бу­дет про­сто оче­ред­ной ре­зи­дент на­шей осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны в Ин­гу­ше­тии. Вла­сти ре­ги­о­на сей­час оформ­ля­ют зем­лю, по­сле че­го мы нач­нем все необ­хо­ди­мые ра­бо­ты.

— Вы от­кры­ли офис в Пя­ти­гор­ске, хо­тя рань­ше счи­та­лось, что он не ну­жен.

— ОАО "КСК" за­ре­ги­стри­ро­ва­но в Пя­ти­гор­ске. И это го­лов­ной офис. По­ка ос­нов­ная часть пер­со­на­ла ком­па­нии на­хо­дит­ся в Москве. Се­го­дня мно­го во­про­сов необ­хо­ди­мо ре­шать на фе­де­раль­ном уровне. В пер­спек­ти­ве, по ме­ре от­кры­тия ку­рор­тов, в ре­ги­оне бу­дет все боль­ше и боль­ше со­труд­ни­ков. Про­цесс на­чал­ся, и око­ло 30 че­ло­век у нас уже ра­бо­та­ют в окру­ге.

— Как от­ра­жа­ют­ся на ра­бо­те ком­па­нии след­ствен­ные дей­ствия по воз­буж­ден­но­му в от­но­ше­нии быв­ше­го ру­ко­во­ди­те­ля уго­лов­но­му де­лу?

— Ни­как не от­ра­жа­ют­ся. Те ма­те­ри­а­лы, ко­то­рые след­ствен­ные ор­га­ны у нас за­про­си­ли, мы им предо­ста­ви­ли. От­ме­чу, что пре­тен­зии от­но­сят­ся не к ком­па­нии, а к кон­крет­ным ли­цам.

— Про­ком­мен­ти­руй­те ин­фор­ма­цию о том, что аулы Шо­то­да и Ахал­чи в Да­ге­стане от­ка­за­лись от пе­ре­го­во­ров о пе­ре­да­че зе­мель под ку­рорт.

— У нас в Да­ге­стане и в Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рии есть про­бле­ма с зем­лей. Ряд тер­ри­то­рий, от­ве­ден­ных под стро­и­тель­ство ку­рор­тов, за­тра­ги­ва­ют ме­ста тра­ди­ци­он­но­го хо­зяй­ство­ва­ния мест­но­го на­се­ле­ния. Очень на­де­ем­ся на по­мощь мест­ных вла­стей в про­ве­де­нии разъ­яс­ни­тель­ной ра­бо­ты, ведь эти зем­ли не бу­дут за­кры­ты и об­не­се­ны ко­лю­чей про­во­ло­кой, ни­кто ни­ко­го не со­би­ра­ет­ся вы­го­нять с паст­бищ.

— На­сколь­ко се­рьез­ной про­бле­мой это мо­жет стать, ес­ли лю­ди ска­жут, что они ни­ку­да не уй­дут?

— Ес­ли с людь­ми до­го­во­рить­ся не удаст­ся, мы не бу­дем ни­че­го стро­ить. Нель­зя КСК рас­смат­ри­вать как ту ком­па­нию, ко­то­рая ре­ша­ет все во­про­сы. Есть ком­пе­тен­ция мест­ных ор­га­нов вла­сти. Ес­ли они за­ин­те­ре­со­ва­ны, чтобы ку­рорт был на их тер­ри­то­рии, они долж­ны нам по­мочь. Вла­сти ре­ги­о­на долж­ны убе­дить лю­дей, что ку­рорт ну­жен, это даст на­ло­ги, поз­во­лит по­стро­ить ин­фра­струк­ту­ру, шко­лы, до­ро­ги, боль­ни­цы и т.д.

— Вла­сти Ады­геи недав­но за­яви­ли, что го­то­вы вый­ти из про­ек­та, по­то­му что за­тя­ги­ва­ют­ся сро­ки. По­че­му они за­тя­ги­ва­ют­ся, и как вы от­но­си­тесь к этим гром­ким за­яв­ле­ни­ям?

— Я не мо­гу от­ве­чать за за­яв­ле­ния вла­стей Ады­геи. Ес­ли у них есть ва­ри­ан­ты ре­а­ли­за­ции про­ек­та — пусть ре­а­ли­зу­ют. Ес­ли они при­вле­кут ком­па­нию, ко­то­рая станет ре­зи­ден­том ОЭЗ, с удо­воль­стви­ем бу­дем с ней со­труд­ни­чать. По­ка та­ких пе­ре­го­во­ров не про­во­ди­лось. Так­же мы не по­лу­ча­ли офи­ци­аль­ных пи­сем об от­ка­зе в ре­а­ли­за­ции про­ек­та со­зда­ния ку­рор­та Ла­го­на­ки ни от Ады­геи, ни от Крас­но­дар­ско­го края.

Там очень кра­си­вая тер­ри­то­рия, и очень хо­ро­ший про­ект мо­жет по­лу­чить­ся. Но про­бле­ма в том, что ку­рорт за­тра­ги­ва­ет тер­ри­то­рию все­мир­но­го на­сле­дия ЮНЕСКО "За­пад­ный Кав­каз". КСК в оди­ноч­ку не ре­шит этот во­прос. Нуж­но вклю­чить­ся и Мин­при­ро­ды, и вла­стям Ады­геи и Крас­но­дар­ско­го края, и му­ни­ци­па­ли­те­там.
На­ша за­да­ча — по­стро­ить ку­рор­ты и при этом ока­зать ми­ни­маль­ное воз­дей­ствие на окру­жа­ю­щей сре­ду, ведь как раз при­ро­да Кав­ка­за и есть на­ша изю­мин­ка. По­это­му мы ра­бо­та­ем и с Все­мир­ным фон­дом ди­кой при­ро­ды, и с ЮНЕСКО, и с дру­ги­ми при­ро­до­охран­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми.

— Ра­нее вы го­во­ри­ли о важ­но­сти транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры. Но все-та­ки ка­кая кон­крет­но ра­бо­та бу­дет ве­стись в этом на­прав­ле­нии и ка­кие наи­бо­лее се­рьез­ные объ­ек­ты пла­ни­ру­ет­ся по­стро­ить?

— В ком­пе­тен­ции КСК на­хо­дит­ся со­зда­ние турк­ла­сте­ра на тер­ри­то­ри­ях осо­бых эко­но­ми­че­ских зон. Все, что вне этих зон, — не наш бюд­жет и не на­ша ком­пе­тен­ция. До­ста­точ­но дав­но в ФЦП (фе­де­раль­ная целе­вая про­грам­ма — прим. ред.) "Юг Рос­сии", в ФЦП "Раз­ви­тие транс­порт­ной си­сте­мы Рос­сии" и в дру­гие ФЦП вклю­ча­ют­ся объ­ек­ты, ко­то­рые нам нуж­ны для турк­ла­сте­ра. В част­но­сти, в рам­ках ФЦП "Юг Рос­сии" по­тра­че­но уже свы­ше трех млрд руб­лей для то­го, чтобы со­здать ин­фра­струк­ту­ру для про­ек­та Ар­хыз в Ка­ра­чае­во-Чер­кес­сии. До­ро­га, га­зо­про­вод, ли­нии элек­тро­пе­ре­да­чи — все это бы­ло по­стро­е­но на го­судар­ствен­ные сред­ства.

На­вер­но, из са­мых до­ро­гих на се­го­дняш­ний день — во­прос по Ма­ми­со­ну, где рас­по­ло­жен кас­кад За­ра­маг­ских ГЭС. Там нуж­но ли­бо ре­кон­стру­и­ро­вать тон­нель про­тя­жен­но­стью око­ло 700 мет­ров, ли­бо по­стро­ить мост. Есть несколь­ко ва­ри­ан­тов ре­ше­ния это­го во­про­са. Во-пер­вых, через дей­ству­ю­щие фе­де­раль­ные целе­вые или го­судар­ствен­ные про­грам­мы. Вто­рое воз­мож­ное ре­ше­ние под­ра­зу­ме­ва­ет ис­поль­зо­ва­ние средств до­рож­но­го фон­да. Тре­тье — это от­дель­ное по­ру­че­ние, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым КСК бу­дут вы­де­ле­ны до­пол­ни­тель­ные финан­со­вые ре­сур­сы. В са­мое бли­жай­шее вре­мя мы пла­ни­ру­ем с Мин­тран­сом об­су­дить этот во­прос на фе­де­раль­ном уровне.

Я счи­таю, что мост, ко­неч­но, луч­ше и удоб­ней с точ­ки зре­ния подъ­ез­дов. Но он до­ро­же, и, по раз­ным оцен­кам, бу­дет сто­ить от се­ми до де­ся­ти мил­ли­ар­дов руб­лей, а ре­кон­струк­ция тон­не­ля — в пре­де­лах че­ты­рех мил­ли­ар­дов. В на­ча­ле осе­ни долж­ны при­нять ре­ше­ние.

— Ра­нее вла­сти окру­га за­яв­ля­ли о важ­но­сти про­ек­та до­ро­ги Чер­кесск-Су­хум, в том чис­ле для раз­ви­тия гор­но­лыж­ных ку­рор­тов. Ва­ше мне­ние? И по­че­му про­ект оста­но­вил­ся?

— Я слы­шал об этом про­ек­те, и, с мо­ей точ­ки зре­ния, он пра­виль­ный. Но во­прос не толь­ко в эко­но­ми­че­ской це­ле­со­об­раз­но­сти или в чьем-то же­ла­нии ее по­стро­ить. На­сколь­ко знаю, очень тя­же­ло идет об­суж­де­ние это­го во­про­са с аб­хаз­ской сто­ро­ной, до­ро­га про­хо­дит по ря­ду за­по­вед­ных мест, есть во­про­сы без­опас­но­сти. Но в лю­бом слу­чае для на­ше­го про­ек­та эта до­ро­га не кри­тич­на.

— Бу­дет ли со­здан еди­ный бренд Ку­рор­тов Се­вер­но­го Кав­ка­за?

— Он и се­го­дня есть. КСК — это зон­тич­ный бренд. В то же вре­мя, бренд, на­при­мер, ку­рор­та Ма­ми­сон или Мат­лас мо­жет быть дру­гим, что есте­ствен­но. Мно­гое бу­дет за­ви­сеть от ин­ве­сто­ров, ко­то­рые при­дут в про­ект. При этом есть си­сте­мы, ко­то­рые, по мо­е­му мне­нию, долж­ны управ­лять­ся из еди­но­го цен­тра. К ним от­но­сят­ся ин­фор­ма­ци­он­ная си­сте­ма, без­опас­ность, транс­порт­ная ло­ги­сти­ка и часть ин­фра­струк­ту­ры.

— Как бу­дут ре­ше­ны во­про­сы без­опас­но­сти? На­сколь­ко се­рьез­ные за­тра­ты по­тре­бу­ют­ся на это на­прав­ле­ние?

— По­ка еще не мо­гу ска­зать циф­ры, еди­ную кон­цеп­цию без­опас­но­сти мы толь­ко за­ка­зы­ва­ем, и долж­ны ее раз­ра­бо­тать, в со­от­вет­ствии с по­ру­че­ни­ем пра­ви­тель­ства РФ, до 1 де­каб­ря это­го го­да. Вот по­сле это­го и опре­де­лим, сколь­ко по­тре­бу­ет­ся средств на эти це­ли.

РИА "Но­во­сти" (ria.ru), 26 июля 2013 12:01:00

Кавк. инв форум mineconom skfo Объясняем.рф Мой Экспорт