Новая версия сайта. Перейти на инвестиционный портал Кавказ.РФ
17 октября 2013

Цен­траль­ная те­ма пя­то­го но­ме­ра жур­на­ла "Го­ры" — ин­фра­струк­ту­ра в го­рах. Ге­не­раль­ный ди­рек­тор ОАО «КСК» Сер­гей Ве­ре­ща­гин рас­ска­зал о де­я­тель­но­сти "Ку­рор­тов Се­вер­но­го Кав­ка­за" в на­прав­ле­нии раз­ви­тия ин­фра­струк­ту­ры в ре­ги­оне. Ни­же пред­став­ле­на рас­ши­рен­ная вер­сия ин­тер­вью.

— Что Вы для се­бя вы­де­ля­е­те на пер­вый план, го­во­ря о гор­ной ин­фра­струк­ту­ре?

От­кры­тое ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство «Ку­рор­ты Се­вер­но­го Кав­ка­за» из­на­чаль­но со­зда­ва­лось как струк­ту­ра, с по­мо­щью ко­то­рой го­су­дар­ство вкла­ды­ва­ет день­ги в стро­и­тель­ство внут­рен­ней ин­же­нер­ной ин­фра­струк­ту­ры ре­кре­а­ци­он­ных пло­ща­док в со­ста­ве ту­ри­сти­че­ско­го кла­сте­ра. По­это­му, без­услов­но, пер­во­оче­ред­ная за­да­ча для нас — имен­но стро­и­тель­ство ин­фра­струк­ту­ры: ав­то­до­рог, элек­три­че­ских се­тей, ка­на­ли­за­ции, си­сте­мы ути­ли­за­ции бы­то­вых от­хо­дов и про­чих ин­же­нер­ных объ­ек­тов.

По­лу­чив го­то­вую ин­фра­струк­ту­ру, го­судар­ствен­ные га­ран­тии в це­лях при­вле­че­ния дол­го­сроч­но­го финан­си­ро­ва­ния, осо­бые усло­вия ве­де­ния пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти у нас смо­гут ра­бо­тать рос­сий­ские и за­ру­беж­ные ин­ве­сто­ры, ко­то­рые бу­дут вкла­ды­вать сред­ства в ту­ри­сти­че­скую и ком­мер­че­скую ин­фра­струк­ту­ру — оте­ли, тор­го­вые цен­тры, ре­сто­ра­ны и пр.

— Ка­кие за­да­чи ста­вит пе­ред со­бой ОАО «КСК» по раз­ви­тию ку­рор­тов на бли­жай­шие го­ды?

На­ша ком­па­ния ре­а­ли­зу­ет про­ект со­зда­ния ту­ри­сти­че­ско­го кла­сте­ра на тер­ри­то­рии се­ми субъ­ек­тов Се­ве­ро-Кав­каз­ско­го фе­де­раль­но­го окру­га, в Крас­но­дар­ском крае и Рес­пуб­ли­ке Ады­гея.

На Ар­хы­зе — на­шей пи­лот­ной пло­щад­ке — к пер­вой ту­ри­сти­че­ской де­ревне «Ро­ман­тик» уже под­ве­де­ны необ­хо­ди­мые ком­му­ни­ка­ции: она в пол­ном объ­е­ме обес­пе­че­на элек­тро­энер­ги­ей, по­стро­е­ны си­сте­мы во­до­за­бо­ра, во­до­снаб­же­ния и ка­на­ли­за­ции, по­дан при­род­ный газ, под­ве­де­на ав­то­до­ро­га. К это­му зим­не­му се­зо­ну пла­ни­ру­ем за­пу­стить первую оче­редь в экс­плу­а­та­цию, в т.ч. две го­сти­ни­цы, две ка­нат­ные до­ро­ги и че­ты­ре гор­но­лыж­ные трас­сы, и за­нять­ся под­ве­де­ни­ем ин­фра­струк­ту­ры ко вто­рой за­пла­ни­ро­ван­ной к стро­и­тель­ству де­ревне — «Лун­ная по­ля­на». За­строй­ка тер­ри­то­рии ВТРК бу­дет про­во­дить­ся с уче­том прин­ци­па «Ski in — Ski out»: это прин­цип раз­ме­ще­ния ту­ри­сти­че­ских объ­ек­тов, при ко­то­ром оте­ли рас­по­ло­же­ны мак­си­маль­но близ­ко к гор­но­лыж­ным спус­кам и зоне вы­ка­та. То есть, го­стю ку­рор­та обес­пе­чи­ва­ет­ся мак­си­маль­ное удоб­ство и ком­форт. Есте­ствен­но, та­кой прин­цип ор­га­ни­за­ции ка­та­ния тре­бу­ет осо­бо­го под­хо­да к про­ек­ти­ро­ва­нию и стро­и­тель­ству.

Эль­брус пред­став­ля­ет со­бой уже дей­ству­ю­щий ку­рорт. Он ча­стич­но осна­щен объ­ек­та­ми га­зо — и элек­тро­снаб­же­ния, ка­на­ли­за­ции, очист­ны­ми со­ору­же­ни­я­ми, функ­ци­о­ни­ру­ют объ­ек­ты гор­но­лыж­ной и ту­ри­сти­че­ской ин­фра­струк­ту­ры, ве­дет­ся стро­и­тель­ство во­до­про­во­да. Сей­час на­ши­ми спе­ци­а­ли­ста­ми про­во­дит­ся оцен­ка су­ще­ству­ю­щей ту­ри­сти­че­ской ин­фра­струк­ту­ры, тех­ни­че­ский аудит име­ю­щих­ся объ­ек­тов, раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся пла­ны их даль­ней­ше­го раз­ви­тия и ин­те­гра­ции в ту­ри­сти­че­ский кла­стер. В на­сто­я­щее вре­мя рас­смат­ри­ва­ет­ся воз­мож­ность стро­и­тель­ства с уча­сти­ем ОАО «КСК» тре­тьей оче­ре­ди ка­нат­ных до­рог на го­ру Эль­брус дли­ной 1000 мет­ров от стан­ции «Мир» до стан­ции «Га­ра-Ба­ши» (3780 мет­ров над уров­нем мо­ря). Так­же мы изу­ча­ем во­прос ре­кон­струк­ции дей­ству­ю­щих и стро­и­тель­ства но­вых гор­но­лыж­ных трасс.

Дру­гой зна­чи­мый для нас ку­рорт – Ма­ми­сон, это про­ект с вы­со­чай­шим по­тен­ци­а­лом. Экс­пер­ты го­во­рят об иде­аль­ном со­че­та­нии фак­то­ров ту­ри­сти­че­ской при­вле­ка­тель­но­сти: уни­каль­ных го­рах, бо­га­той эт­но­куль­тур­ной со­став­ля­ю­щей, его бли­зо­сти к оздо­ро­ви­тель­ным тер­ри­то­ри­ям в пред­го­рьях, сфор­ми­ро­вав­ших­ся ту­ри­сти­че­ских марш­ру­тах. Кро­ме это­го, мы изу­ча­ем воз­мож­ность ор­га­ни­за­ции круг­ло­го­дич­но­го гор­но­лыж­но­го ка­та­ния на Ма­ми­соне. Тео­ре­ти­че­ски, при усло­вии вы­хо­да на вы­со­ту 4000 мет­ров, где рас­по­ло­жен лед­ник, та­кая воз­мож­ность по­явит­ся.

В рам­ках про­ек­та раз­ви­тия ку­рор­та Ла­го­на­ки бу­дет со­здан все­се­зон­ный ре­кре­а­ци­он­ный ком­плекс, вклю­ча­ю­щий трас­сы, зо­ны от­ды­ха и ка­та­ния для за­ня­тий гор­ны­ми и бе­го­вы­ми лы­жа­ми, сан­ным спор­том. По­клон­ни­ки экс­т­ри­ма смо­гут ис­пы­тать свои си­лы в раф­тин­ге и аль­пи­низ­ме, для пол­но­цен­но­го се­мей­но­го от­ды­ха бу­дут раз­ра­бо­та­ны марш­ру­ты кон­ных про­гу­лок и пе­ших ту­ри­сти­че­ских по­хо­дов. Бла­го­да­ря то­му, что Ла­го­на­ки рас­по­ло­жен в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от Кав­каз­ско­го при­род­но­го био­сфер­но­го за­по­вед­ни­ка с его уни­каль­ной фло­рой и фа­у­ной, здесь мо­жет раз­ви­вать­ся эко­ту­ризм – это пу­те­ше­ствия в ме­ста с от­но­си­тель­но нетро­ну­той при­ро­дой с це­лью по­лу­чить пред­став­ле­ние о при­род­ных и куль­тур­но-эт­но­гра­фи­че­ских осо­бен­но­стях дан­ной тер­ри­то­рии. Эко­ту­ризм со­зда­ет та­кие эко­но­ми­че­ские усло­вия, ко­гда охра­на при­ро­ды ста­но­вит­ся вы­год­ной мест­но­му на­се­ле­нию. К сло­ву, это на­прав­ле­ние ту­риз­ма рас­тет с на­ча­ла 2000-х го­дов по 12% еже­год­но, втрое опе­ре­жая рост ин­ду­стрии ту­риз­ма в це­лом.

Мат­лас в Да­ге­стане, со­глас­но пред­ва­ри­тель­ной про­ект­ной до­ку­мен­та­ции, бу­дет мно­го­про­филь­ным ку­рор­том, го­стям ко­то­ро­го пред­ло­жат ре­кре­а­ци­он­ные про­грам­мы эт­ни­че­ской, эко­ло­ги­че­ской, баль­нео­ло­ги­че­ской на­прав­лен­но­сти и мно­гие дру­гие ви­ды от­ды­ха, вклю­чая гор­но­лыж­ный спорт.

На се­го­дняш­ний день на ку­рор­тах Цо­ри и Арм­хи в Ин­гу­ше­тии уже уста­нов­ле­ны гра­ни­цы осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны, си­ла­ми рес­пуб­ли­ки ве­дут­ся ра­бо­ты по ме­же­ва­нию и ка­даст­ри­ро­ва­нию зе­мель­ных участ­ков. Пра­ви­тель­ством рес­пуб­ли­ки сов­мест­но с «якор­ным» ин­ве­сто­ром — «Груп­пой Ак­ро­поль» — в мар­те от­кры­ты пер­вая гор­но­лыж­ная трас­са дли­ной 1200 мет­ров и ка­нат­ная до­ро­га.

В рам­ках турк­ла­сте­ра пла­ни­ру­ет­ся так­же раз­ви­вать сег­мент пляж­но­го от­ды­ха на по­бе­ре­жье Кас­пий­ско­го мо­ря. По ха­рак­те­ри­сти­кам тем­пе­ра­ту­ра во­ды и воз­ду­ха, про­дол­жи­тель­но­сти сол­неч­но­го се­зо­на в лет­нее вре­мя го­да Да­ге­стан срав­ним с Чер­но­мор­ским по­бе­ре­жьем Кав­ка­за. При этом от­но­си­тель­ная влаж­ность воз­ду­ха здесь зна­чи­тель­но ни­же, по­это­му усло­вия для мас­со­во­го оздо­ро­ви­тель­но­го от­ды­ха в рес­пуб­ли­ке бо­лее ком­форт­ны.

В кон­це про­шло­го го­да в наш про­ект так­же бы­ла вклю­че­на ту­рист­ско-ре­кре­а­ци­он­ная ОЭЗ в Став­ро­поль­ском крае, где пла­ни­ру­ет­ся раз­ви­вать ме­ди­цин­ский и баль­нео­ло­ги­че­ский ту­ризм — бо­га­тые ре­сур­сы Кав­каз­ских Ми­не­раль­ных Вод лег­ко смо­гут кон­ку­ри­ро­вать с ев­ро­пей­ски­ми ку­рор­та­ми, та­ки­ми как Кар­ло­вы Ва­ры или Ба­ден-Ба­ден. В на­сто­я­щее вре­мя кор­рек­ти­ру­ет­ся кон­цеп­ция со­зда­ния этой ОЭЗ, где, в том чис­ле, бу­дут опре­де­ле­ны клю­че­вые на­прав­ле­ния ту­рист­ско­го пред­ло­же­ния.

Со­всем недав­но в со­став турк­ла­сте­ра во­шел и че­чен­ский ку­рорт­ный про­ект «Ве­дучи». С его при­со­еди­не­ни­ем про­ект рас­про­стра­нил­ся на всю тер­ри­то­рию Се­вер­но­го Кав­ка­за. В бу­ду­щем это поз­во­лит пред­ло­жить ту­ри­стам боль­ше воз­мож­но­стей для от­ды­ха, а ин­ве­сто­рам — до­пол­ни­тель­ные ин­те­рес­ные ва­ри­ан­ты вло­же­ний в ре­кре­а­ци­он­ные пло­щад­ки.

— Рос­сий­ский и за­ру­беж­ный опыт раз­ви­тия ин­фра­струк­ту­ры в го­рах по­ка­зы­ва­ет, что гло­баль­ные дви­же­ния в этом на­прав­ле­нии за­ча­стую нега­тив­но вос­при­ни­ма­ют­ся мест­ны­ми жи­те­ля­ми в ре­ги­оне. Как ОАО «КСК» ре­ша­ет эту про­бле­му?

Недав­но в ком­па­нии бы­ла со­зда­на спе­ци­аль­ная ра­бо­чая груп­па по вза­и­мо­дей­ствию с мест­ным на­се­ле­ни­ем. В ее за­да­чи вхо­дит про­ве­де­ние ин­фор­ма­ци­он­но-разъ­яс­ни­тель­ной ра­бо­ты сре­ди жи­те­лей ре­ги­о­нов стро­и­тель­ства ку­рор­тов по во­про­сам, свя­зан­ным с зем­ле­поль­зо­ва­ни­ем, тру­до­устрой­ством, на­ло­го­вы­ми льго­та­ми, воз­мож­но­стью уча­стия в про­ек­те в ка­че­стве ре­зи­ден­тов осо­бых эко­но­ми­че­ских зон и мно­гое дру­гое. Так­же рас­смат­ри­ва­ют­ся лич­ные об­ра­ще­ния. Пер­вые встре­чи ра­бо­чей груп­пы с пред­ста­ви­те­ля­ми мест­ных со­об­ществ про­шли 23–25 сен­тяб­ря в Эль­брус­ском, Че­гем­ском и Че­рекском му­ни­ци­паль­ных рай­о­нах Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рии, от­но­ся­щих­ся к зо­нам раз­ви­тия ВТРК «Эль­брус-Бе­зен­ги».

Мы на­де­ем­ся при­влечь мест­ных жи­те­лей к ра­бо­те как непо­сред­ствен­но в ин­ду­стрии го­сте­при­им­ства, так и в смеж­ных от­рас­лях — это мо­жет быть ор­га­ни­за­ция экс­кур­сий и по­хо­дов, про­из­вод­ство су­ве­ни­ров, по­став­ка эко­ло­гич­ной сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции. Мо­гу ска­зать, что про­шед­шие встре­чи про­де­мон­стри­ро­ва­ли по­зи­тив­ный на­строй жи­те­лей ре­ги­о­на к на­ше­му про­ек­ту. Сов­мест­но с му­ни­ци­паль­ны­ми вла­стя­ми мы рас­смот­ре­ли во­про­сы во­вле­че­ния в про­ект турк­ла­сте­ра пред­ста­ви­те­лей пред­при­ни­ма­тель­ско­го со­об­ще­ства, за­ня­тых в об­слу­жи­ва­нии ту­ри­стов, по­лу­че­ния суб­си­дий и кре­ди­тов для ре­зи­ден­тов — мест­ных ком­па­ний ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са. Кро­ме это­го, мы уже за­клю­чи­ли со­гла­ше­ние о со­труд­ни­че­стве с Се­ве­ро-Кав­каз­ским фе­де­раль­ным уни­вер­си­те­том, а в бу­ду­щем пла­ни­ру­ем на­ла­жи­вать со­труд­ни­че­ство с меж­ду­на­род­ны­ми шко­ла­ми го­сте­при­им­ства.

— Как ОАО «КСК» пла­ни­ру­ет раз­ви­вать лет­нюю ин­фра­струк­ту­ру на сво­их ку­рор­тах?

Уже сей­час мы раз­ра­ба­ты­ва­ем все­се­зон­ные пла­ны экс­плу­а­та­ции. Де­ло в том, что со­зда­ние усло­вий не толь­ко для зим­не­го, но и для лет­не­го от­ды­ха зна­чи­тель­но рас­ши­рит воз­мож­но­сти ка­че­ствен­но­го от­ды­ха го­стей ку­рор­тов и поз­во­лит нам ре­а­ли­зо­вать идею ком­плекс­но­го круг­ло­го­дич­но­го ту­риз­ма. Как след­ствие, сме­на се­зо­нов не так силь­но от­ра­зит­ся на за­гру­жен­но­сти ВТРК в те­че­ние го­да, что в свою оче­редь по­мо­жет в ре­ше­нии во­про­са обес­пе­че­ния кад­ро­вой за­ня­то­сти со­труд­ни­ков гор­но­лыж­ных ку­рор­тов в лет­нее вре­мя, чтобы мак­си­маль­но из­бе­жать се­зон­ных пе­ре­па­дов.

Рас­счи­ты­ва­ем раз­ви­вать куль­тур­но-по­зна­ва­тель­ный, эт­но­гра­фи­че­ский, па­лом­ни­че­ский, эко­ло­ги­че­ский, при­клю­чен­че­ский, спор­тив­ный ту­ризм. Пла­ни­ру­ем со­здать раз­ветв­лен­ную сеть пе­ше­ход­ных, кон­ных и ве­ло­си­пед­ных марш­ру­тов, в том чис­ле для гор­но­го ве­ло­си­пе­да; мо­жет быть, да­же ча­стич­но вос­ста­но­вить неко­гда очень по­пуляр­ные пе­ше­ход­ные марш­ру­ты, про­ло­жен­ные вдоль Глав­но­го Кав­каз­ско­го хреб­та, — на­при­мер, марш­рут № 30, «Через го­ры к мо­рю», ко­то­рый со­еди­нял Ар­хыз и Со­чи. На нем в сти­ле тра­ди­ци­он­ных жи­лищ мест­но­го на­се­ле­ния мож­но по­стро­ить си­сте­му гор­ных хи­жин, при­ютов, го­сти­ниц, свя­зан­ных меж­ду со­бой хо­ро­шо обо­ру­до­ван­ны­ми и про­мар­ки­ро­ван­ны­ми тро­па­ми.

Необ­хо­ди­мо ор­га­ни­зо­вать усло­вия для за­ня­тия раз­лич­ны­ми ви­да­ми спор­та: аль­пи­низ­мом, ска­ло­ла­за­ни­ем, па­ра­п­ла­не­риз­мом, спе­лео­ло­ги­ей, раф­тин­гом.

— Ка­ким Вы ви­ди­те со­труд­ни­че­ство с ФАР в на­прав­ле­нии раз­ви­тия лет­ней ин­фра­струк­ту­ры в го­рах?

Счи­таю, что нуж­но про­ра­ба­ты­вать раз­лич­ные ва­ри­ан­ты со­труд­ни­че­ства с Фе­де­ра­ци­ей аль­пи­низ­ма Рос­сии, чтобы сов­мест­но вы­ра­бо­тать мак­си­маль­но эф­фек­тив­ную стра­те­гию ис­поль­зо­ва­ния се­ве­ро­кав­каз­ских ре­кре­а­ци­он­ных ре­сур­сов в це­лях раз­ви­тия аль­пи­низ­ма и его раз­но­вид­но­стей — ски-аль­пи­низ­ма, ле­до­ла­за­ния, ска­ло­ла­за­ния, гор­но­го ту­риз­ма и пр. В том чис­ле, пред­став­ля­ет ин­те­рес воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния опы­та ФАР в сфе­рах под­го­тов­ки ин­струк­то­ров аль­пи­низ­ма и гор­ных ги­дов, а так­же обу­строй­ства ин­фра­струк­ту­ры для пе­ше­го ту­риз­ма. Мы на­стро­е­ны на кон­струк­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие.

Жур­нал "Го­ры"

Кавк. инв форум mineconom skfo Объясняем.рф Мой Экспорт