Новая версия сайта. Перейти на инвестиционный портал Кавказ.РФ
2 июля 2014

Ген­ди­рек­тор ОАО "Ку­рор­ты Се­вер­но­го Кав­ка­за"С.Ве­ре­ща­гин: "Не хо­тим, чтобы на­ши ку­рор­ты ко­пи­ро­ва­ли всле­пую гор­но­лыж­ные ба­зы от­ды­ха Ев­ро­пы"

Не так дав­но в ком­па­нии "Ку­рор­ты Се­вер­но­го Кав­ка­за" (КСК) сме­ни­лось ру­ко­вод­ство. Бу­дет ли за­дан но­вый век­тор раз­ви­тия од­но­му из са­мых ам­би­ци­оз­ных и круп­но­мас­штаб­ных про­ек­тов по со­зда­нию на юге Рос­сии ту­ри­сти­че­ско­го кла­сте­ра?С ка­ки­ми труд­но­стя­ми при­шлось столк­нуть­ся но­вой ко­ман­де управ­лен­цев? Как про­дви­га­ет­ся ра­бо­та по при­вле­че­нию ин­ве­сто­ров в стро­и­тель­ство ку­рор­тов? На эти и дру­гие во­про­сы агент­ства "Ин­тер­факс-Юг" от­ве­ча­ет ге­не­раль­ный ди­рек­тор ОАО "КСК" Сер­гей Ве­ре­ща­гин.

— Что пред­став­ля­ет со­бой на дан­ный мо­мент про­ект со­зда­ния турк­ла­сте­ра на Юге Рос­сии?

— КСК пред­ста­ви­ли на утвер­жде­ние в Минэко­но­мраз­ви­тия Рос­сии кон­цеп­цию со­зда­ния и раз­ви­тия ту­ри­сти­че­ско­го кла­сте­ра в СКФО, Крас­но­дар­ском крае и Ады­гее. В рам­ках про­ек­та к 2025 го­ду на юге Рос­сии пла­ни­ру­ет­ся по­стро­ить сеть гор­но­лыж­ных ку­рор­тов ми­ро­во­го клас­са: Ла­го­на­ки (Крас­но­дар­ский край, Ады­гея), Ар­хыз (Ка­ра­чае­во-Чер­ке­сия), Эль­брус-Бе­зен­ги (Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рия), Ма­ми­сон (Се­вер­ная Осе­тия), Мат­лас (Да­ге­стан), Цо­ри и Арм­хи (Ин­гу­ше­тия), а так­же пляж­ных ку­рор­тов на по­бе­ре­жье Кас­пий­ско­го мо­ря (Да­ге­стан) и баль­нео­ло­ги­че­ских в Став­ро­поль­ском крае.

Про­тя­жен­ность гор­но­лыж­ных трасс пре­вы­сит 1 тыс. км, на них уста­но­вят 250 подъ­ем­ни­ков. Бу­дут по­стро­е­ны го­сти­ни­цы, апар­та­мен­ты и кот­те­джи на 167 тыс. мест. Про­ект ре­а­ли­зу­ет­ся на прин­ци­пах го­судар­ствен­но-част­но­го парт­нер­ства: го­су­дар­ство через ОАО "КСК" финан­си­ру­ет стро­и­тель­ство транс­порт­ной и ком­му­наль­ной ин­фра­струк­ту­ры, част­ный биз­нес — объ­ек­ты ку­рорт­ной ин­фра­струк­ту­ры. Все ку­рор­ты со­зда­ют­ся в ре­жи­ме осо­бых эко­но­ми­че­ских зон.

— Как се­го­дня про­дви­га­ет­ся ре­а­ли­за­ция про­ек­та? Где идет стро­и­тель­ство ин­фра­струк­ту­ры, ка­кие объ­ек­ты пла­ни­ру­ет­ся по­стро­ить в бли­жай­шее вре­мя?

— На­до по­ни­мать, что до стро­и­тель­ства ин­фра­струк­ту­ры — как ин­же­нер­ной, так и соб­ствен­но ту­ри­сти­че­ской, до вы­хо­да стро­и­тель­ной тех­ни­ки на пло­щад­ки нуж­но ре­шить це­лый ряд во­про­сов. Клю­че­вой из них — зе­мель­ный. В первую оче­редь, по каж­дой ОЭЗ опре­де­ля­ют­ся ее гра­ни­цы и пло­щадь, про­во­дят­ся зем­ле­устро­и­тель­ные ра­бо­ты, на мест­но­сти уста­нав­ли­ва­ют­ся гра­ни­цы зе­мель­ных участ­ков,за­тем они ста­вят­ся на го­судар­ствен­ный ка­даст­ро­вый учет, по­сле че­го про­во­дит­ся их ин­вен­та­ри­за­ция. Эта ра­бо­та тре­бу­ет боль­ших вре­мен­ных за­трат, но без нее при­сту­пить к стро­и­тель­ству невоз­мож­но. По­это­му на ря­де пло­ща­док турк­ла­сте­ра про­дол­жа­ет­ся пред­про­ект­ная под­го­тов­ка.

По ку­рор­ту Ма­ми­сон в Се­вер­ной Осе­тии мы недав­но за­вер­ши­ли ра­бо­ты по опре­де­ле­нию тех­ни­че­ских па­ра­мет­ров, про­ве­ли ла­зер­ное ска­ни­ро­ва­ние тер­ри­то­рии; уже есть схе­ма ген­пла­на и кон­цеп­ция лет­не­го и зим­не­го ис­поль­зо­ва­ния ком­плек­са. Со­став­ле­на транс­порт­ная кон­цеп­ция, про­ве­де­но ими­та­ци­он­ное мо­де­ли­ро­ва­ние снеж­ных ла­вин. В бу­ду­щем го­ду на Ма­ми­соне нач­нет­ся стро­и­тель­ство объ­ек­тов пер­вой оче­ре­ди.
Для ку­рор­та Мат­лас в Да­ге­стане на­шим под­ряд­чи­ком был раз­ра­бо­тан про­ект пла­ни­ров­ки тер­ри­то­рии. Сей­час он про­хо­дит внут­рен­нюю про­це­ду­ру со­гла­со­ва­ния и утвер­жде­ния в ком­па­нии, по­сле че­го бу­дет пе­ре­дан в пра­ви­тель­ство рес­пуб­ли­ки.

На пло­щад­ке Эль­брус-Бе­зен­ги в Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рии ве­дет­ся раз­ра­бот­ка ос­нов­ных тех­ни­че­ских ре­ше­ний ку­рор­та, за­вер­ше­но ла­зер­ное ска­ни­ро­ва­ние и ма­стер-план ку­рор­та.

В Ин­гу­ше­тии на пло­щад­ках Арм­хи и Цо­ри, ко­то­рые во­шли в про­ект поз­же боль­шин­ства дру­гих тер­ри­то­рий, к на­сто­я­ще­му мо­мен­ту уста­нов­ле­ны гра­ни­цы осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны, си­ла­ми рес­пуб­ли­ки ве­дут­ся ра­бо­ты по ме­же­ва­нию и ка­даст­ри­ро­ва­нию зе­мель­ных участ­ков. При этом об­щи­ми уси­ли­я­ми пра­ви­тель­ство рес­пуб­ли­ки и ин­ве­стор "Груп­па Ак­ро­поль" уже в мар­те от­кры­ли первую гор­но­лыж­ную трас­су длин­ной 1 тыс. 200 мет­ров и ка­нат­ную до­ро­гу, а на вы­со­те 1 тыс. 500 мет­ров — ре­сто­ран на­цио­наль­ной кух­ни. Так что, здесь на­ши кол­ле­ги идут да­же с опе­ре­же­ни­ем.

В про­ек­те Кас­пий­ско­го при­бреж­но­го кла­сте­ра про­во­дят­ся зем­ле­устро­и­тель­ные ра­бо­ты по пер­вой оче­ре­ди тер­ри­то­рий, ко­то­рые долж­ны стать пляж­ны­ми ку­рор­та­ми. А на Ар­хы­зе в Ка­ра­чае­во-Чер­ке­сии уже под­ве­де­ны все ком­му­ни­ка­ции и идет стро­и­тель­ство го­сти­ниц и гор­но­лыж­ной ин­фра­струк­ту­ры. Этой зи­мой там уже мож­но бу­дет от­ды­хать и ка­тать­ся.

— С ка­ки­ми труд­но­стя­ми в ре­а­ли­за­ции про­ек­тов Вам и ва­шей ко­ман­де уже при­шлось столк­нуть­ся? На чем пла­ни­ру­ет­ся сде­лать ак­цен­ты? Уда­ет­ся ли уло­жить­ся в пла­ни­ру­е­мые про­ект­ные сро­ки?

— Это очень мас­штаб­ный ин­фра­струк­тур­ный про­ект; он охва­ты­ва­ет сра­зу несколь­ко субъ­ек­тов фе­де­ра­ции, в нем при­ни­ма­ют уча­стие несколь­ко фе­де­раль­ных ми­ни­стерств, ре­гио­наль­ные и му­ни­ци­паль­ные ор­га­ны вла­сти, субъ­ек­ты есте­ствен­ных мо­но­по­лий. По­это­му ос­нов­ной слож­но­стью, я бы не стал на­зы­вать это про­бле­мой, яв­ля­ет­ся то, что нам при­хо­дит­ся ра­бо­тать ком­плекс­но по це­ло­му ря­ду на­прав­ле­ний. На­при­мер, со­вер­шен­ство­ва­ние за­ко­но­да­тель­ства в ча­сти со­зда­ния и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния осо­бых эко­но­ми­че­ских зон. До про­шло­го го­да в за­ко­нах про­сто не бы­ло та­ких по­ня­тий как "управ­ля­ю­щая ком­па­ния" и "кла­стер".

Еще один важ­ный мо­мент — древ­ние па­мят­ни­ки на Кав­ка­зе, их мно­же­ство и они не оформ­ле­ны как та­ко­вые: су­ще­ству­ют на зем­ле, но не в ка­даст­ре. Этим то­же при­хо­дит­ся за­ни­мать­ся: оформ­лять, вы­во­дить из гра­ниц ОЭЗ. Во­про­сы эко­ло­гии: как за­щи­тить уни­каль­ную при­ро­ду ре­ги­о­на и при этом дать тер­ри­то­ри­ям и, со­от­вет­ствен­но, их жи­те­лям воз­мож­но­сти для раз­ви­тия?

Обес­пе­че­ние транс­порт­ной до­ступ­но­сти ку­рор­тов турк­ла­сте­ра, под­го­тов­ка кад­ров для ра­бо­ты в ин­ду­стрии ту­риз­ма — все эти во­про­сы в той или иной сте­пе­ни от­но­сят­ся к зоне на­шей ком­пе­тен­ции.
Мы ста­ра­ем­ся син­хро­ни­зи­ро­вать свою ра­бо­ту по всем на­прав­ле­ни­ям де­я­тель­но­сти, чтобы, на­при­мер, не воз­ник­ла си­ту­а­ция, ко­гда го­сти­ни­цы и подъ­ем­ни­ки уже от­кро­ют­ся, а об­слу­жи­вать ту­ри­стов бу­дет неко­му.
По сро­кам го­во­рить по­ка ра­но, сей­час как раз и ак­ту­а­ли­зи­ру­ем на­ши пла­ны и эта­пы ра­бот.

— Как про­дви­га­ет­ся ра­бо­та по при­вле­че­нию круп­ных ин­ве­сто­ров — как рос­сий­ских, так и ино­стран­ных? С кем уже за­клю­че­ны до­го­во­ры о на­ме­ре­ни­ях, с кем по­ка толь­ко ве­дут­ся пе­ре­го­во­ры? В ка­кой фор­ме бу­дет осу­ществ­лять­ся парт­нер­ство? Ка­кой объ­ем част­ных ин­ве­сти­ций пла­ни­ру­ет­ся при­влечь и в ка­кие про­ек­ты, ка­кая до­ля при­дет­ся на гос­фи­нан­си­ро­ва­ние?

— В 2011-2012 го­дах од­ним из при­о­ри­тет­ных на­прав­ле­ний ра­бо­ты для ком­па­нии бы­ло про­дви­же­ние про­ек­та турк­ла­сте­ра в Рос­сии и за ру­бе­жом и при­вле­че­ние в него ин­ве­сто­ров. Оце­ни­ваю про­ве­ден­ную ра­бо­ту по­ло­жи­тель­но: на се­го­дняш­ний мо­мент на­ми за­клю­че­ны со­гла­ше­ния с ино­стран­ны­ми ин­ве­сто­ра­ми на сум­му $3,3 млрд и рос­сий­ски­ми на 77 млрд руб­лей.

Из наи­бо­лее ин­те­рес­ных мо­гу вы­де­лить про­то­кол о на­ме­ре­ни­ях с ита­льян­ской ком­па­ни­ей "Риц­ца­ни де Эк­кер С.п.А.", ко­то­рая со­би­ра­ет­ся ин­ве­сти­ро­вать в стро­и­тель­ство ком­мер­че­ской и го­сти­нич­ной ин­фра­струк­ту­ры на ку­рор­тах Се­вер­но­го Кав­ка­за до 1 млрд ев­ро.

Ана­ло­гич­ный до­ку­мент в про­шлом го­ду был под­пи­сан и с ки­тай­ски­ми ком­па­ни­я­ми "Да­лянь Ва­нь­да Груп Ко., Лтд." и "Чай­на Оуш­эну­айд Хол­дингс Груп Ко., Лтд.". Ки­тай­ские парт­не­ры пла­ни­ру­ют финан­си­ро­вать ин­вест­про­ек­ты на тер­ри­то­рии Рос­сии, в том чис­ле вы­сту­пать ин­ве­сто­ра­ми в про­ек­те Се­ве­ро­кав­каз­ско­го ту­ри­сти­че­ско­го кла­сте­ра.

Для ра­бо­ты в про­ек­те турк­ла­сте­ра в 2012 го­ду бы­ли со­зда­ны два сов­мест­ных пред­при­я­тия с уча­сти­ем ОАО "КСК" — рос­сий­ско-фран­цуз­ское и рос­сий­ско-ко­рей­ское.

Дол­жен от­ме­тить, что эти со­гла­ше­ния с ин­ве­сто­ра­ми бы­ли по пре­иму­ще­ству ра­моч­ны­ми. Те­перь же ос­нов­ная за­да­ча ком­па­нии — пе­ре­во­дить их из плос­ко­сти пред­ва­ри­тель­ных до­го­во­рен­но­стей и вза­им­но­го ин­те­ре­са в ста­дию ин­ве­сти­ро­ва­ния уже в кон­крет­ные биз­нес-объ­ек­ты.

— Как, по Ва­ше­му мне­нию, мож­но сло­мать сте­рео­тип о Се­вер­ном Кав­ка­зе как небез­опас­ном ре­ги­оне?

— За­да­ча, без­услов­но, слож­ная, но ес­ли ее уда­лось ре­шить, на­при­мер, в Мек­си­ке и Тур­ции, по­че­му ана­ло­гич­ных ре­зуль­та­тов нель­зя до­бить­ся и в Рос­сии? Ведь, как вы зна­е­те, по­пуляр­ный мек­си­кан­ский ку­рорт Кан­кун ко­гда-то был бед­ней­шим ре­ги­о­ном с вы­со­ким уров­нем пре­ступ­но­сти и бан­ди­тиз­ма. За­то сей­час, спу­стя 30 лет с за­пус­ка про­ек­та, Кан­кун – мощ­ный ту­ри­сти­че­ский центр, ря­дом с ку­рорт­ной зо­ной вы­рос но­вый го­род с на­се­ле­ни­ем око­ло 500 ты­сяч че­ло­век, здесь пред­став­ле­ны все круп­ные про­мыш­лен­ные груп­пы Мек­си­ки, а ре­ги­он стал од­ним из са­мых обес­пе­чен­ных в стране. Это хо­ро­ший при­мер оздо­ров­ле­ния ре­гио­наль­ной эко­но­ми­ки и со­ци­аль­ной сфе­ры через вни­ма­ние к ин­ду­стрии ту­риз­ма. Это долж­но сра­бо­тать и на Кав­ка­зе.

При этом нуж­но по­ни­мать, что имидж Кав­ка­за во­об­ще и го­тов­ность от­ды­хать в ре­ги­оне — это раз­ные ве­щи. Ко­неч­но, нега­тив­ный ин­фор­ма­ци­он­ный фон, по­до­гре­ва­е­мый, в том чис­ле, и СМИ, иг­ра­ет боль­шую роль, но это не ме­ша­ет лю­дям от­ды­хать на Кав­ка­зе.

Про­стая ста­ти­сти­ка: Эль­брус, Че­гет, Дом­бай и дру­гие се­ве­ро­кав­каз­ские ку­рор­ты при­ни­ма­ют бо­лее 50% оте­че­ствен­но­го тур­по­то­ка гор­но­лыж­ни­ков.

Ин­те­рес ту­ри­стов к ре­ги­о­ну под­твер­жда­ют ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния, со­глас­но ко­то­ро­му по­чти три чет­вер­ти рос­сий­ских гор­но­лыж­ни­ков хо­те­ли бы по­се­тить ку­рор­ты Се­вер­но­го Кав­ка­за. Сре­ди при­чин, по ко­то­рым они бы вы­бра­ли ку­рор­ты юга Рос­сии, лю­ди на­зы­ва­ют ин­те­рес к ре­ги­о­ну и его нетро­ну­той при­ро­де, це­но­вую до­ступ­ность ку­рор­тов, шанс по­се­тить "пя­ти­ты­сяч­ник" Эль­брус, от­сут­ствие ви­зо­во­го ре­жи­ма и язы­ко­во­го ба­рье­ра. Плюс уни­каль­ная воз­мож­ность со­че­та­ния от­ды­ха с ле­че­ни­ем на ми­не­раль­ных во­дах и очень при­вле­ка­тель­ная мест­ная кух­ня.

А от­пу­ги­ва­ют по­тен­ци­аль­ных ту­ри­стов по­ка ров­но те мо­мен­ты, над ко­то­ры­ми мы, как опе­ра­тор про­ек­та турк­ла­сте­ра, долж­ны ра­бо­тать: сер­вис, це­на, без­опас­ность, транс­порт­ная до­ступ­ность. Ес­ли мы смо­жем ре­шить эти во­про­сы, то, я убеж­ден, ку­рор­там Се­вер­но­го Кав­ка­за ни­что не по­ме­ша­ет стать цен­тром при­тя­же­ния ту­ри­стов.

— Что бу­де­те де­лать для мас­со­во­го при­вле­че­ния ту­ри­стов сю­да, в том чис­ле и ино­стран­ных? Сколь­ко пла­ни­ру­ет­ся при­нять от­ды­ха­ю­щих в ре­зуль­та­те ре­а­ли­за­ции про­ек­тов?

— В дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве мы рас­счи­ты­ва­ем при­вле­кать еже­год­но на но­вые се­ве­ро­кав­каз­ские ку­рор­ты до 2,5 млн ту­ри­стов. При­чем это бу­дут не толь­ко рос­си­яне — через 10-12 лет пла­ни­ру­ет­ся до­ве­сти чи­сто от­ды­ха­ю­щих ино­стран­цев до 15% от об­ще­го тур­по­то­ка.

Ос­но­вы­ва­ясь на ми­ро­вом опы­те, мож­но ска­зать, что глав­ные сла­га­е­мые успе­ха — это ка­че­ствен­ный сер­вис при адек­ват­ной цене плюс раз­ви­тая ин­фра­струк­ту­ра, в первую оче­редь, транс­порт­ная. И, ко­неч­но, без­опас­ность. Кста­ти, во­пре­ки рас­хо­же­му мне­нию, Се­вер­ный Кав­каз – да­ле­ко не са­мый опас­ный для жиз­ни ре­ги­он стра­ны, а да­же на­обо­рот. По дан­ным Рос­ста­та, ко­ли­че­ство пре­ступ­ле­ний на Кав­ка­зе, в сред­нем, в два ра­за ни­же, чем, к при­ме­ру в Бу­ря­тии или Ке­ме­ров­ской об­ла­сти. Там фик­си­ру­ет­ся по­ряд­ка 2,2-2,5 тыс. пре­ступ­ле­ний на 100 тыс. че­ло­век, то­гда как на Кав­ка­зе этот по­ка­за­тель вдвое ни­же: ме­нее 1 тыс. пре­ступ­ле­ний на 100 тыс. че­ло­век.

Ес­ли го­во­рить о мас­со­вом по­то­ке от­ды­ха­ю­щих, к ко­то­ро­му мы долж­ны стре­мить­ся, то здесь глав­ное — со­зда­ние ди­вер­си­фи­ци­ро­ван­но­го ту­ри­сти­че­ско­го про­дук­та, спо­соб­но­го удо­вле­тво­рить по­тре­би­те­лей всех це­но­вых ка­те­го­рий. Ори­ен­та­ция толь­ко на пре­ми­ум-класс или, на­обо­рот, ис­клю­чи­тель­но на эко­ном-сег­мент, не даст нуж­но­го ре­зуль­та­та. По­это­му на ку­рор­тах Се­вер­но­го Кав­ка­за с уче­том ре­зуль­та­тов про­ве­ден­ных мар­ке­тин­го­вых ис­сле­до­ва­ний мы бу­дем вы­стра­и­вать чет­кий ба­ланс меж­ду ту­ри­сти­че­ски­ми пред­ло­же­ни­я­ми для раз­ных по­тре­би­те­лей, ес­ли при­ме­нить го­сти­нич­ную тер­ми­но­ло­гию — от 2 до 5 звезд. По­ряд­ка 70-80% ту­ри­сти­че­ско­го пред­ло­же­ния бу­дет рас­счи­та­но на сред­ний и ниж­ний це­но­вой сег­мент, при этом со­хра­нит­ся вы­со­кий уро­вень сер­ви­са и ин­фра­струк­ту­ры.

— Как Вы пла­ни­ру­е­те вы­стра­и­вать ра­бо­ту с пред­ста­ви­те­ля­ми ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са Се­вер­но­го Кав­ка­за по ак­тив­но­му при­вле­че­нию их в ра­бо­ту по со­зда­нию ку­рор­тов?

— Мы по­ни­ма­ем, что под­держ­ка со сто­ро­ны мест­но­го на­се­ле­ния, его за­ин­те­ре­со­ван­ность в про­ек­те — клю­че­вое усло­вие успеш­но­сти все­го про­ек­та. Ту­ри­сту нуж­но ра­ду­шие и го­сте­при­им­ство мест­ных жи­те­лей, а не оби­да или непри­язнь. Кав­каз же из­ве­стен все­му ми­ру сво­и­ми тра­ди­ци­я­ми го­сте­при­им­ства. И мы долж­ны сде­лать это на­шим пре­иму­ще­ством пе­ред дру­ги­ми ку­рорт­ны­ми стра­на­ми. Мы не хо­тим, чтобы на­ши ку­рор­ты ко­пи­ро­ва­ли всле­пую гор­но­лыж­ные ба­зы от­ды­ха в Гер­ма­нии, Ав­стрии или во Фран­ции. Рос­сии есть, что по­ка­зать, Се­вер­ный Кав­каз дол­жен пред­стать во всем мно­го­на­цио­наль­ном раз­но­об­ра­зии сво­их тра­ди­ций, обы­ча­ев, ар­хи­тек­ту­ры, кух­ни, на­род­ных про­мыс­лов, му­зы­ки и мно­го­го дру­го­го.

По­это­му ра­бо­те с мест­ным на­се­ле­ни­ем уде­ля­лось и уде­ля­ет­ся боль­шое вни­ма­ние. Спе­ци­а­ли­сты ком­па­нии неод­но­крат­но про­во­ди­ли встре­чи с жи­те­ля­ми гор­ных сел, рас­ска­зы­ва­ли о про­ек­те, от­ве­ча­ли на во­про­сы о том, что даст этот ку­рорт им лич­но, их се­мьям. Жи­те­ли ре­ги­о­на — ос­нов­ной ре­зерв кад­ров для ра­бо­ты на ку­рор­тах, при­чем ко­ли­че­ство со­зда­ва­е­мых ра­бо­чих мест мы оце­ни­ва­ем в 160 тыс. уже к 2025 го­ду. И это очень важ­но, учи­ты­вая, что уро­вень без­ра­бо­ти­цы в боль­шин­стве кав­каз­ских ре­ги­о­нов вы­ше сред­не­рос­сий­ско­го.

Мы и даль­ше бу­дем ши­ро­ко ин­фор­ми­ро­вать жи­те­лей обо всем, что про­ис­хо­дит в про­ек­те, — о гра­ни­цах зе­мель­ных участ­ков, ко­то­рые вы­де­ле­ны под нуж­ды про­ек­та, о хо­де стро­и­тель­ства ин­же­нер­ной и ту­ри­сти­че­ской ин­фра­струк­ту­ры, о схе­мах раз­ме­ще­ния объ­ек­тов, от­кры­ва­ю­щих­ся ва­кан­си­ях, по­треб­но­стях в сель­хоз­про­дук­ции и т. п.

Кро­ме то­го, мы бу­дем ока­зы­вать ин­фор­ма­ци­он­ную и ме­то­ди­че­скую под­держ­ку пред­ста­ви­те­лям мест­но­го ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са, ко­то­рые хо­тят участ­во­вать в про­ек­те в ка­че­стве ин­ве­сто­ров, за­строй­щи­ков или управ­ля­ю­щих объ­ек­та­ми ту­ри­сти­че­ской ин­фра­струк­ту­ры. В част­но­сти, пло­щад­ка ку­рор­та Ар­хыз уже от­ры­та для ин­ве­сто­ров и за­строй­щи­ков: мы опуб­ли­ко­ва­ли пла­ны раз­ви­тия ку­рор­та и пе­ре­чень биз­нес-объ­ек­тов для ин­ве­сти­ро­ва­ния и стро­и­тель­ства в ра­ма­ках пер­вой ту­ри­сти­че­ской де­рев­ни это­го ку­рор­та — Ро­ман­тик. При этом мест­ный ма­лый биз­нес смо­жет вос­поль­зо­вать­ся все­ми льго­та­ми, ко­то­рые га­ран­ти­ру­ют­ся круп­но­му биз­несу, при усло­вии по­лу­че­ния ста­ту­са ре­зи­ден­та ОЭЗ, что за­креп­ле­но фе­де­раль­ным за­ко­ном N 116 "Об осо­бых эко­но­ми­че­ских зо­нах".

— На ка­ком эта­пе на­хо­дит­ся со­зда­ние осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны "Гранд Спа Юца" на Став­ро­по­лье? Бу­дет ли это на­прав­ле­ние пол­но­стью ори­ен­ти­ро­ва­но на ме­ди­цин­ский ту­ризм?

— Как Вы зна­е­те, эта осо­бая эко­но­ми­че­ская зо­на бы­ла вклю­че­на в про­ект турк­ла­сте­ра со­всем недав­но — пред­се­да­тель пра­ви­тель­ства РФ Дмит­рий Ана­то­лье­вич Мед­ве­дев под­пи­сал со­от­вет­ству­ю­щее по­ста­нов­ле­ние 27 де­каб­ря 2012 го­да. Она рас­по­ло­же­на на тер­ри­то­ри­ях го­ро­дов-ку­рор­тов Ес­сен­ту­ки, Же­лез­но­водск, Кис­ло­водск, Пя­ти­горск, го­ро­да Лер­мон­то­ва и двух му­ни­ци­паль­ных рай­о­нов.

Го­во­рить о том, бу­дет ли ту­ри­сти­че­ская ин­фра­струк­ту­ра в рам­ках став­ро­поль­ской ОЭЗ ори­ен­ти­ро­ва­на ис­клю­чи­тель­но на ме­ди­цин­ский ту­ризм, по­ка преж­девре­мен­но. В на­сто­я­щее вре­мя идет кор­рек­ти­ров­ка кон­цеп­ции со­зда­ния этой ОЭЗ, где в том чис­ле бу­дут опре­де­ле­ны клю­че­вые на­прав­ле­ния ту­рист­ско­го пред­ло­же­ния. За­вер­шить эту ра­бо­ту пла­ни­ру­ет­ся к кон­цу 2013 го­да. Кро­ме то­го, еще не при­ня­то стра­те­ги­че­ское ре­ше­ние о том, как бу­дет раз­ви­вать­ся вся Кав­каз­ско-Ми­не­ра­ло­вод­ская аг­ло­ме­ра­ция и ка­кую роль в ее раз­ви­тии сыг­ра­ет ту­рист­ско-ре­кре­а­ци­он­ная ОЭЗ.

— Ро­си­му­ще­ство вы­сту­па­ет за при­вле­че­ние част­ных ин­ве­сти­ций в ку­рор­то­об­ра­зу­ю­щее ОАО "Кав­мин­ку­рор­т­ресур­сы". Воз­мож­но ли уча­стие ОАО "КСК" в судь­бе это­го пред­при­я­тия, и ес­ли да, то ка­кое?

— Я бы не стал то­ро­пить­ся с от­ве­том на этот во­прос. "Кав­мин­ку­рор­т­ресур­сы" сей­час в цен­тре дис­кус­сии от­но­си­тель­но пер­спек­тив его раз­ви­тия. Ро­си­му­ще­ство пла­ни­ру­ет его при­ва­ти­зи­ро­вать, у это­го ре­ше­ния есть плю­сы и ми­ну­сы. Здесь важ­но со­блю­сти ба­ланс меж­ду по­треб­но­стя­ми в ин­ве­сти­ци­ях, обес­пе­че­ни­ем долж­но­го управ­ле­ния и кон­тро­ля над ре­сур­са­ми, при этом еще учесть со­ци­аль­но-зна­чи­мые ас­пек­ты.

— Ка­кое ме­сто от­во­дит­ся в кла­сте­ре воз­во­ди­мо­му ку­рор­ту Ве­дучи?

— Эта ини­ци­а­ти­ва ис­хо­ди­ла от пра­ви­тель­ства Чеч­ни. Уже под­го­тов­лен про­ект по­ста­нов­ле­ния о со­зда­нии ОЭЗ ту­рист­ско-ре­кре­а­ци­он­но­го ти­па на тер­ри­то­рии Итум-Ка­лин­ско­го рай­о­на и ее вклю­че­нии в со­став турк­ла­сте­ра. До­ку­мент про­хо­дит со­гла­со­ва­ние в фе­де­раль­ных ми­ни­стер­ствах.

При этом мы долж­ны по­ни­мать, что вклю­че­ние ку­рор­та Ве­дучи в про­ект турк­ла­сте­ра по­тре­бу­ет за­трат на внеш­нюю транс­порт­ную и ин­же­нер­ную ин­фра­струк­ту­ру. Со­от­вет­ствен­но, на­до опре­де­лить­ся с ис­точ­ни­ка­ми и объ­е­ма­ми финан­си­ро­ва­ния этих ра­бот, в том чис­ле в рам­ках гос­про­грамм или ин­ве­сти­ци­он­ных про­грамм есте­ствен­ных мо­но­по­лий.

— Ка­ким об­ра­зом ком­па­ния со­би­ра­ет­ся по­зи­ци­о­ни­ро­вать се­бя на меж­ду­на­род­ном уровне? В ка­ких бли­жай­ших фо­ру­мах, вы­став­ках пла­ни­ру­е­те участ­во­вать?

— Про­ект Се­ве­ро­кав­каз­ско­го турк­ла­сте­ра ши­ро­ко пре­зен­то­вал­ся на раз­лич­ных рос­сий­ских и за­ру­беж­ных пло­щад­ках: он был пред­став­лен по­тен­ци­аль­ным ин­ве­сто­рам и парт­не­рам в Пе­кине, Ду­бае, Лон­доне, Стам­бу­ле, Шан­хае, Со­чи, Санкт-Пе­тер­бур­ге. Эта ра­бо­та бы­ла на­прав­ле­на на пре­зен­та­цию про­ек­та как та­ко­во­го, его по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ние на меж­ду­на­род­ном рын­ке, чтобы по­тен­ци­аль­ные ин­ве­сто­ры, а, воз­мож­но, и ту­ри­сты узна­ли о на­шем Се­вер­ном Кав­ка­зе, по­лу­чи­ли пред­став­ле­ние о его гео­гра­фии, при­ро­де, куль­ту­ре, о том, как го­су­дар­ство со­би­ра­ет­ся раз­ви­вать уни­каль­ный ре­кре­а­ци­он­ный по­тен­ци­ал ре­ги­о­на.

Те­перь на­до со­сре­до­то­чить­ся на то­чеч­ной, так ска­зать, "при­цель­ной" ра­бо­те с ин­ве­сто­ра­ми: для про­филь­ных на­прав­ле­ний биз­не­са мы фор­ми­ру­ем кон­крет­ные ин­ве­сти­ци­он­ные пред­ло­же­ния, чтобы ин­ве­стор мог по­нять, что, в ка­ком объ­е­ме он мо­жет про­фи­нан­си­ро­вать, ка­кую при­быль по­лу­чит, через ка­кое вре­мя его ин­ве­сти­ции оку­пят­ся и т.д. На­де­ем­ся при­сту­пить к та­ко­му пред­мет­но­му диа­ло­гу с ин­ве­сто­ра­ми уже на бли­жай­шем Меж­ду­на­род­ном ин­ве­сти­ци­он­ном фо­ру­ме в Со­чи.

Ин­тер­факс (Москва), 1 июля 2013, 17:01

Кавк. инв форум mineconom skfo Объясняем.рф Мой Экспорт