Новая версия сайта. Перейти на инвестиционный портал Кавказ.РФ
27 июня 2011

Огонек, Москва, 27.06.2011

Недавно предприятие "Курорты Северного Кавказа" провело конкурс письменных работ (эссе) среди учащихся 9-11-х классов на тему "Мой Кавказ через 10 лет". Наш обозреватель оказалась в жюри и теперь рассказывает, чем ей это запомнилось

В финал были отобраны 17 работ, а чтобы оценка была объективной, имен авторов члены жюри не знали, каждое эссе обозначалось цифрой.

Понимая, что детей легко обидеть на всю жизнь немотивированным решением, я сначала даже хотела отказаться. Потом передумала. И не пожалела. Некоторые работы вызвали слезы. Некоторые давали надежду. Дети, которые родились и выросли на войне, дети, которые за свою короткую жизнь успели увидеть теракты, горе и смерть, остались такими же, какими должны быть дети. Мечтателями. Фантазерами.

Инициативными, идейными, желающими изменить мир.

Для себя я разделила работы на две группы: в первой дети, считающие, что главной проблемой Кавказа являются экономические проблемы, рассказывают, как с этим бороться; во второй школьники, обеспокоенные ростом насилия и нетерпимости, предлагают свои методы решения кавказских конфликтов.

Меня впечатлила работа под "№" 4, написанная, по всей видимости, девочкой из Кабардино-Балкарии. Ребенок представляет себя летящей на самолете из Кембриджа (где она учится) в Нальчик, который давно принимает международные рейсы. И видит цветущий город, который "стал богаче улыбками и смехом, радостью и любовью, надеждой и искренностью. Здесь нет ни зла, ни ненависти, ни насилия: все народы живут единой семьей". Современная КабардиноБалкария, в столице которой уже полгода идет контртеррористическая операция, где каждый день убивают людей, милиционеров или гражданских, совсем не похожа на этот придуманный девочкой волшебный мир.

Автор другой работы, под "№" 3, предлагает "во всех дворах поставить (как было прежде) детские площадки, чтобы на улице детям было чем заняться и отвлечься от компьютера и дурных мыслей", а "в школах непременно нужно увеличить "часы спорта", ведь не каждый школьник может позволить себе каждодневный поход в спортклуб". Это тоже проблема - старые, разбитые кавказские дворы, где порой единственным местом для игр ребенка может быть гора завезенного добрым дядей песка или вечная лужа в пробитом асфальте.

В "экономической" части работ большое место занимают проекты детей по развитию курортов Кавказа. Предлагают открывать федеральные программы по "экологическому туризму", строить дороги и гостиницы, горнолыжные курорты.

В сочинении под "№" 2 автор пишет: "Я уверен, что через десять лет темпы роста туризма будут высоки, а приносимые доходы внесут значительный вклад и в развитие экономики Адыгеи. Россияне не только будут не бояться отправляться в горы и места, что были когда-то неблагополучными, но и будут считать приоритетным отдых на Кавказе". И приводит "три заповеди" Элен Скотт, соблюдая которые люди на Кавказе добьются мира: "Не берите ничего, кроме отснятых фотографий; Не оставляйте ничего, кроме следов ног; Не убивайте ничего, кроме времени".

Тот же автор (сочинение "№" 2) переводит разговор с "экономической темы" на более серьезную: межнациональные отношения. Он мечтает создать турагентство, в котором будут работать волонтеры молодежного движения "Мой Кавказ" - это выдуманное движение объединит людей разных национальностей, "чтобы подчеркнуть укрепление мира и дружбы на Кавказе".

Об этих "мире и дружбе" - основная часть работ.

"Страх, опасение, недоверие - вот что вызывает упоминание о нашей земле в сердцах людей мира, - пишет автор работы "№" 5. - Богатство природы, красота пейзажей, гостеприимство горцев - все уходит на второй план при воспоминаниях о страшнейших событиях Беслана, Осетии, Пятигорска, Чечни. Люди не верят в возможность бизнеса и спокойной безопасной жизни в нашем регионе. Я считаю главным условием развития Кавказа - доверие людей к земле, власти, к жителям и самим себе".

В сочинении "№" 15 автор утверждает, что "молодежи Северного Кавказа необходимо объединиться и начать конструктивный диалог о взаимоотношениях, о жизненных позициях, о будущем". "Мои сверстники должны твердо усвоить, что человек не имеет права на убийство, не имеет права на проповедь убийства, - считает школьник. - Не может быть оправданного убийства. Это обман. Не может быть убийства ради благой цели. Это обман".

Почти все авторы представляют Кавказ через 10 лет "территорией доверия и мира", а главным инструментом к достижению этого называют доверие.

И справедливо полагают, что "доверие возможно в обществе, где все в равной степени подчинены закону", и что "большую роль в воспитании гражданской ответственности играют государственные люди". Однако "государственные люди" в сочинениях школьников проходят как некие абстрактные персонажи без лиц и имен. При чтении этих работ создается ощущение, что на этих персонажей школьники не особенно рассчитывают - больше рассчитывают на себя, свои силы и свое желание мира. Дети пишут о том, как они сами будут менять жизнь в регионе - не чужие дяди или высокие чиновники, а они сами. "Как же много людей хотят уехать отсюда, и как же они заблуждаются, думая, что где-то там их ждут, - рассуждает девочка, написавшая сочинение "№" 17. - Если все разъедутся, то кто же будет развивать, улучшать, обустраивать нашу республику, нашу Родину?..." А подросток из Владикавказа дает такую "живую картинку" будущего. "И вот прошло десять лет. Женится Магомед в Махачкале, мы приглашены на свадьбу. Из Майкопа, через Нальчик едет Сараби, завтра они с Черимом будут у нас во Владикавказе. За десять лет наш город так изменился в лучшую сторону, что его не узнать. Владикавказ - один из туристических центров Северного Кавказа, по улицам ходит много иностранных туристов, которые восторженно осматривают достопримечательности. Проезжает много автомобилей, на багажниках которых лыжи и всякое туристическое снаряжение. Уже несколько лет Цей и Мамисон - центры российских горнолыжных баз. Втроем мы едем в Магас к Муссе. Красивые дома, улицы, полные детей, старцы, сидящие на лавках. В доме Муссы готовы к встрече друзей, готовят угощения, девушки играют на гармонике и пляшут.

Кавказское радушие и гостеприимство - это не просто слова, оно присуще всем народам Кавказа, в чем лишний раз я убеждаюсь. Дальше наш путь лежит в Грозный, к Султану. Наверное, я попал в сказку "Тысяча и одна ночь". Грозный город мечты.

Он, словно птица Феникс, возродился из пепла и стал одним из красивейших городов не только Кавказа, но и России. Детские площадки, стадионы, улицы, похожие на те, которые я видел только в кино. Люди, которые будут жить хорошо, никогда не захотят воевать. Наконец, мы приезжаем в Махачкалу. Далеко позади то время, когда на улицах города звучали взрывы, теперь здесь звучит только музыка. Город на берегу Каспия - конечная цель нашей поездки. Магомед - аварец, в жены берет лезгинку, а на свадьбе у него гуляли все народности Дагестана, ну и мы - осетин, адыгеец, кабардинец, ингуш и чеченец. А после свадьбы мы поедем в столицу зимней Олимпиады - Сочи. Ведь Кавказ - наш общий дом и мы хотим в нем жить дружно, мирно, счастливо, без страха ездить в гости друг к другу. Выстрелы на Кавказе будут звучать только в честь дня Победы - 9 Мая".

Читая эти рассуждения о том, каким должен быть мир будущего, я поймала себя на мысли: несмотря на то что окружающий этих детей мир полон насилия, в них самих нет никакой агрессии. Внешнюю агрессию они чувствуют, но защищаются от нее своим миро- и дружелюбием. Дети не разрушают себя ненавистью или обидой. Удивительно, что рецепт мира есть именно у детей.

"Я считаю главным условием развития Кавказа - доверие людей к земле, власти, к жителям и самим себе"

Они вырастут совсем скоро. Как сложится их взрослая жизнь? У детей - свое видение перспективы.

ОЛЬГА АЛЛЕНОВА


Кавк. инв форум mineconom skfo Объясняем.рф Мой Экспорт